Ломоносов — первый в ряду российских ученых, который не разделял жизнь и науку, а понимал вторую, как одно из чудных проявлений первой. От Ломоносова, полагаем мы, берет начало духовная традиция в России: слияние религиозного и собственно умственного познания, гуманитарного и естественнонаучного знания.
Цель нашей работы,— опираясь на многочисленные труде выдающегося ученого и историю его жизни, научной и общественной деятельности, исследовать стиль мышления Ломоносова, чтобы определить, каким видит он Вселенную, человеческое общество и процесс познания.
Главной особенностью стиля мышления Ломоносова, на наш взгляд, является единство религиозного чувства и научного познания мира.
Второй особенностью стиля мышления ученого является обращенность его мышления не к отдельно взятой стороне изучаемой вещи, а ко всему миру в целом.
Среди других, условно выделенных нами особенностей стиля мышления Ломоносова, —множественный, т.е. предполагающий иные логико-ценностные точки зрения на формы бытия.
Мир и человека в нем Ломоносов рассматривает как неставшие, но становящиеся образования.
Следующую черту стиля мышления гениального ученого Ломоносова мы видим в органической связи научно-теоретической и предметно-практической деятельности. Все личные творческие устремления всегда соответствовали общегосударственным потребностям.
Таким образом, М.В. Ломоносов вобрал в себя характернейшие черты русского взгляда на мир, Бога, человека.
Литература (основная):
1. Михаило Ломоносов. "Избранная проза". - М., 1986.
2. Астафуров В.И. "М.В. Ломоносов". - М., 1985.
3. УткинаН.Ф. "М.В. Ломоносов". - М., 1986.
4. М. Ломоносов. Полн. собр. соч. т. 5. - М; Л., 1981.