Каким государством о точки зрения взаимоотношения власти и народа, власти и человека быть России в XXI веке? Искать ли ответа на сей вопрос на Западе или на Востоке? Важен ли этот вопрос для русских этносов (русских в понимании Н.Я. Данилевского, Л.П. Карсавина, Л.Н. Гумилева и др.)?
Решение этих проблем в нашем исследовании связывается со следующими положениями, сформулированными славянофилами (братья Аксаковы, А.С. Хомяков и др.):
– политическая форма бытия народов определяется ценностными вопрошаниями последних (материальные или духовные интересы);
– политическое бытие народов России определяется имманентным им стремлением сберечь свою духовность, т.е. способность и стремление жить высшими ценностями (отказ от материальных благ);
– самодержавие в России есть историческая форма совмещения в бытии русского народа его стремления жить по евангельскому идеалу и понимания им реалий своего бытия;
– самодержавие в России со времен Петра 1 начинает превращаться в чуждую для культурно-исторических реалий страны форму политического правления (абсолютная монархия).
Политические реалии современной России должны выражать культурно‑исторические потребности народов России, а не слепо копировать западные модели государственного устройства; в этом случае народ участвует во всех государственных инициативах. Это завет гражданам России старших и младших славянофилов.
Литература (основная):
1. К.С. Аксаков. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1988.
2. С.Ф. Платонов "Лекции по русской истории". С-Пб, 1993.
3. А.С. Хомяков. Полн. собр. соч. т. III. М., 1900.
4. Д.А. Хомяков. "Православие, самодержавие, народность". Монреаль, 1983.
5. Н.О. Лосский. "История русской философии". М., 1991