За всю историю существования людей сама история была рассмотрена человечеством с самых разных точек зрения. Большинство ученых считает, что традиционных воззрений на историческую науку достаточно для выявления определенных исторических закономерностей, с помощью которых можно предсказать будущее государства , производительных сил , науки и т.д.
Целью данной работы является научный анализ истории крупнейших мировых этносов и суперэтносов (Русский суперэтнос) для выявления строгих, четко доказанных закономерностей , с помощью которых будет сделана попытка научного прогноза о грядущем нашего Отечества и всей этнической системы планеты Земля .
Именно Л.Н. Гумилев, великий русский ученый и мыслитель, первым представил историю людей как историю становления , жизни и смерти этносов. Сам Лев Николаевич понимал под термином "этнос” ... коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности — подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставления "мы — они" и четкое деление на "своих" и "чужих".
По теории Л.Н. Гумилева, формирование нового этноса всегда начинается с одной особенности — сильного внутреннего стремления небольшого числа людей к крайне активной, целенаправленной деятельности, всегда связанный с изменением окружения (этнического или природного), причем достижение этой цели представляется ему много ценнее даже собственной жизни. Особи, обладающие этими признаками, совершают (и не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции и дают толчок к созданию новых этносов (Македонский, Петр I, Наполеон и другие). Такие люди, согласно учению Гумилева, есть пассионарии.
Таким образом, пассионарность — это активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (зачастую — иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради этой цели. Пассионарии появляются не случайно и не в единичных случаях, а как популяция, которая образуется в результате своеобразного явления, связанного с космической энергией, в результате которого на облученной поверхности Земли (узкая полоска шириной в 200 - 300 км) возникает серия пассионарных популяций. Для того чтобы создать толчок, ведущий к пассионарному, необходим энергетический импульс. С определенной долей уверенности можно предположить, что "пассионарное" излучение испускается Солнцем или звездами , вспыхивающими время от времени в нашей Галлактике (А.Л. Чижевский).
Далее в работе в направлении исследуемой темы и в приложении к ней рассматривается история Руси — России как иллюстрация взглядов ученого.
Анализируя этническую историю Руси — России, необходимо принимать во внимание этногенезы всех народов нашей огромной Родины. Лишь учитывая весь спектр этнических контактов и их социальных последствий, можно приблизиться к истинному представлению о прошлом нашего Отечества.
Сегодня, на пороге XXI века, мы находимся близко к концу фазы надлома. Было бы самонадеянностью рассуждать об эпохе, частью которой являемся мы сами. Но если сделанное нами допущение верно (а мы пока не знаем фактов, ему противоречащих), то это означает, что России еще предстоит пережить инерционную фазу — 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям.
Вечна ли история людей по логике ученого Гумилева? Полагаем, что Л.Н. Гумилев ответил бы отрицательно, ибо история людей есть история отдельных живых организмов – этносов ,история неких целостных образований, уже в одной своей целостности движущихся к своей исходной финальной точке развития.
Обратимся к главному вопросу нашего исследования: мы — люди конца XX — начала XXI веков — определяем бытие новых поколений, поколений новых этносов Земли, или же наше время есть время лишь нашего счастья и нашего горя? И да, и нет — ответил бы великий евразиец Л.Н. Гумилев.
Нет, ибо новые этносы — это новая история Земли, Земли, юношески всматривающейся в великий и бесконечный Космос!
Да, ибо... Земля — ландшафт, климат, человеческая память — по‑матерински заботится о юных созданиях, и ее любовь глубоко поверяет их души, а потому они в этом ее дети и братья своих братьев!
Литература (основная):
1. Л.Н. Гумилев. От Руси к России. М.,1992
2. Л.Н. Гумилев Этносфера. История людей и история природы. М.,1993
3. Н.О. Лосский История русской философии. М., 1991
4. В.И. Вернадский Философские мысли натуралиста. М., 1988
Научный руководитель:
Гагаев П.А., зав. кафедрой русского языка и литературы Пензенского ИПК и ПРО, к.п.н., доцент.