Наш век ознаменован большими переменами в политической и социальной структуре общества. Сломана старая идеологическая система, создается новая экономическая и политическая модель общества. В связи с этим меняются и взгляды на некоторые явления литературы и искусства.
Целью данной работы является попытка проследить, как с изменением идеологических приоритетов общества меняется отношение к авангарду и соцреализму как к литературным течениям на протяжении 20 - 90 годов нашего столетия.
Актуальность исследования определяется теоретической неразработанностью данной темы в современном литературоведении и новизной проблематики.
Особый интерес для авторов представляли работы по избранной проблеме Г. Белой, Р. Нойхаузера, И. Хольтхузена, Х. Гюнтера, И. Есаулова.
"Авангард - исключительно продукт распада буржуазного общества, проявление крайней реакционности буржуазной идеологии в сфере искусства и литературы". (Словарь литературоведческих терминов, 1974).
"Такая оценка встречается в большинстве публикаций советского периода, в которых принято показывать формирование соцреализма как постоянную борьбу "здоровых" сил реализма с левыми течениями" (Х. Гюнтер). Таким образом, считалось, что авангард и соцреализм являются взаимоисключающими феноменами искусства.
На первый взгляд в пользу положения о этих двух явлениях говорит тот факт, что авангард в сталинский период был объектом многочисленных кампаний против "футуризма", "модернизма" и "левых извращений" и что левые художники подвергались гонениям.
В последнее время появилось немало исследований, в которых старый миф об антагонизме между авангардом и соцреализмом подвергнут аргументированному и убедительному пересмотру.
"Кажется сегодня заново доказывать тезис об авангардном искусстве начала ХХ века в России как о законном предшественнике социалистического искусства, подготовившего ему ауру выжженного культурного поля, — значит ломиться в открытые двери". (И. Есаулова )
Дискуссионным является, пожалуй, лишь вопрос о степени и глубине воздействия революционных "ниспровергателей" на следующих за ними "строителей" нового общества.
По результатам исследования, можно сделать следующие выводы:
– государственный канон нарушил естественный процесс формирования одного литературного течения на основе другого, искусственно выбросив авангард из истории литературы;
– авангард является предшественником соцреализма, хотя долгое время об этом старались забыть, что означало отказ от своих корней. Сейчас мы должны заново оценить значение художественных завоеваний авангарда и вернуть его на свое законное место в истории литературы.
Литература (основная):
1. Вопросы литературы - 1992 - вып. III
2. И. Хольтхузен “К проблеме социологии авангардизма“
3. И. Есаулова “Генеология авангарда”
4. Х. Гюнтер “Авангард и соцреализм”
5. Р. Нойхаузер “Модели в литературе русского авангарда”
Научный руководитель:
Московкина И.И., старший методист ИПК и ПРО