Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Лирика природы: А.С. Пушкин и Ф.И. Тютчев (опыт сопоставительного анализа)

Русская поэзия необычайно богата общими размышлениями о жизни природы. "Все действительные поэты и художники чувствуют жизнь природы и представляют её в одушевленных образах". (В.С. Соловьев) "Сама поэзия – это второе "я" природы, ответ на её потребность обрести язык". (М.Н. Эпштейн) А раскрыть это "второе "я" природы", помочь ей "обрести язык" пытается поэт, поэт-художник, поэт-философ.

Предмет нашего исследования – лирика природы А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. Цель работы заключается в сопоставлении пейзажной лирики двух поистине великих поэтов по трем аспектам, которые отражают структуру исследования:

– выявление особенностей восприятия природы у А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева: национальное и вненациональное, конкретное и абстрактное;

– обозначение особенностей изображения природы в их творчестве: её одушевление, олицетворение;

– рассмотрение взаимоотношений человека и природы.

Новизна работы заключается в своеобразии освещения данной темы.

В нашем исследовании мы опирались на труды В. Соловьева, А. Белого, Ю. Айхенвальда, Д. Благого, В. Воеводина, Г. Волкова, Э. Бабаева, В. Непомнящего, Н. Пигарева, А. Гуревича.

Восприятие природы А.С. Пушкиным имеет свою, чисто пушкинскую особенность: "...у Пушкина нет ничего вычурного, красота без украшений, классический стиль русской природы – строгая чистота ее линий..." (Д.Д. Благой). Пушкинский пейзаж – чисто русский, национальный: "... это природа средней полосы России, пейзажи Псковской губернии, оренбургских степей, ... это не пространственное её описание, а весьма конкретный пейзаж". (Г. Волков).

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

(А.С. Пушкин "Зимняя дорога")

У Ф.И. Тютчева природа изображена абстрактно, обобщенно, ему как поэту-философу важна живая сущность природы, она интересует его в своих стихийных и космических проявлениях, в своей монументальности, грандиозности, величественности. Ф.И. Тютчев любит в природе не предметы в частности, а ее тайны, стихии. "... природа в его поэзии ... совершенно лишена специфических черт, ... Тютчев живописует природу вообще..., природа Тютчева – природа туриста, путешественника ..." (Д.Д. Благой).

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!

(Ф.И. Тютчев "День и ночь")

Природа служила вдохновителем поэтов-пейзажистов, она была их музой. Для Пушкина природа "не материалистическая оболочка, а душа, поэтическая душа, волшебный образ спокойствия и красоты". (В. Непомнящий)

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

(Ф.И. Тютчев)

Под этим натурфилософским исповеданием Ф.И. Тютчева мог бы подписаться и А.С. Пушкин.

Природа в лирике А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева важна как отражение духовного мира и душевного состояния лирического героя. Но если для Тютчева характерны двухчастные стихотворения о природе и человеке, где его изображение предельно абстрактно, обобщено, где лирический герой являет собой не отдельную личность, а скорее образ человечества, то пушкинский герой зрим, осязаем, конкретен. Пушкинская и тютчевская природа не оставляет равнодушным, она побуждает к воспоминаниям, к творческому исканию, к осмыслению жизни.

Таким образом, подводя итог вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы:

– пейзаж зрелого Пушкина – конкретный, национальный; у Тютчева же отсутствует описание отдельных, конкретных деталей, у него природа дана в общих чертах, абстрактно;

– природа этих поэтов одухотворена, очеловечена, оживлена;

– у каждого поэта природа по-своему связана с изображением сознания человека, его внутреннего мира.

Научный руководитель:

Московкина И.И., старший методист ИПК и ПРО


Автор:  Шишкина Е.А., Кокорева А.И., ученицы 10 класса лингвистической гимназии № 6 г. Пензы