В девяностые годы XX столетия мы постепенно начинаем открывать для себя русскую литературу начала века, так называемой эпохи модернизма. Импрессионизм сформировался как стилевое течение модернизма, и сегодня ранее мало изученная тема импрессионизма как никогда является актуальной и представляет большой интерес для ценителей русской литературы.
Целью нашей работы является:
– рассмотрение истоков импрессионизма;
– его проявления в творчестве некоторых русских писателей;
– выявление типологических особенностей импрессионистического стиля.
Данное исследование мы проводили на основе работ В.С. Баевского, Ю.И. Айхенвальда, Б. Виппера, Е. Воропаевой.
“Импрессионизм (от французского impression - впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в.в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные печатления.” (Советский энциклопедический словарь 1985 г., с. 486).
Признаки “импрессионистического стиля” — отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших, однако, при обзоре целого свое скрытое единство и связь. “В качестве особого стиля импрессионизм с его принципом ценности первого впечатления давал возможности вести повествование через такие, как бы схваченные наугад детали, которые по видимости нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существенного, но своей “боковой” правдой сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть, художественной идее неожиданную разветвленность и многоликость.” (Литературный энциклопедический словарь, 1987 г.). Оставаясь стилевым явлением , импрессионизм не означал, особенно у больших писателей (напр. А.П. Чехов, И.А. Бунин), отказа от художественных принципов реализма, а проявлялся в обогащении этих принципов и совершенствовании искусства описаний (чеховское описание грозы в повести “Степь”; черты импрессионизма в чеховском стиле отметил еще Л.Н. Толстой).
Впервые в истории русской литературы импрессионизм проявился в поэзии А.А. Фета. Фет применил прием, который можно сравнить с “пуантилизмом” замечательного французского художника Поля Синьяка. “В стихотворении на первый взгляд есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений, но в действительности они образуют художественно убедительную последовательность”. (В.С. Баевский).
Другим ярким представителем русского импрессионизма являлся И.Ф. Анненский. Именно он с предельной силой и полнотой выразил поэтическое мировосприятие модернизма, оказал значительное, быть может, наиболее сильное влияние на поэзию XX века. “Анненский более решительно, чем его современники, отверг поэтику рационального исследования и представления переживаний. И заменил ее поэтикой ассоциаций” (В.С. Баевский). Анненский один из первых в русской литературе уловил этот важнейший новый принцип. По этому пути пошли многие течения модернизма - проза потока сознания, сюрреализм, дадаизм и др.
Русский импрессионизм сказался в своеобразных психологических этюдах-рассказах Б.К. Зайцева. ”Можно сказать, что главная тема раннего Зайцева — это интуитивное религиозное постижение целостности мира. С ней связаны и все особенности его писательской манеры. Это прежде всего, импрессионизм, генетически восходящий, с одной стороны, к поэзии русского символизма, с другой – к прозе Л. Андреева, И. Бунина и в особенности к А. Чехову” (Е. Воропаева).
С импрессионистическим началом теснейшим образом связана другая сторона зайцевской прозы — ее лиризм. “Под его пером исчезает обрюзглость быта и давление вещей. Легче весит жизнь, когда он кладет ее на свои писательские весы. От этого не уменьшается ее внутренняя вескость, ее интимная серьезность, но прозрачнее, светлее, воздушнее становится весь ее облик и вид” (Ю.И. Айхенвальд). Лиричность и импрессионистичность свойственны всему его творчеству в целом, вплоть до последних произведений.
Уже сейчас можно сделать вывод, что импрессионизм способствовал более выразительному и глубокому изображению реальности, раздвинул границы искусства описаний с целью их использования для психологической характеристики героя, его интуиции, ассоциаций, подсознания и обогатил художественные принципы писателей начала XX века.
Литература (основная):
1. Литературный энциклопедический словарь. - М. 1987г.
2. Баевский В.С. История русской поэзии, компендиум. - М. 1996г.
3. Воропаева Е. Жизнь и творчество Б. Зайцева. - М. 1993г.
4. Федоров А.В. Иннокентий Анненский. - Спб. 1990г.
5. Андреев Л.Г. Импрессионизм. - М. 1987г.
6. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей, - М.,1994г.
Научный руководитель:
Московкина И.И., старший методист ИПК и ПРО