Лирика А. Блока сводится в три книги — "трилогия вочеловечения", в которых прослеживается эволюция лирического героя: "...от мгновения слишком яркого света — к отчаянию, проклятиям и... — к рождению человека "общественного", мужественно глядящего в лицо миру..." (из письма А. Блока к А. Белому). Ранняя лирика поэта воспринимается читательским сознанием как "светлая" (см. данные опроса): лирический герой "не от мира сего" отрешен от действительности, ему чужд мир реальный. Данному восприятию соответствует мнение критика В. Орлова: "Уединенная душа" певца Прекрасной Дамы безучастна к тому, что происходит в мире реальном". Исследователь Н. Тихонов же полагает, что "первые книги стихов уже таят в себе предчувствие трагического. "Попытаемся разрешить это противоречие, опираясь на методику звукоцветового анализа А.П. Журавлева.
Задачей исследования является: проверка справедливости каждого из приведенных утверждений; определение соотношения звукоцветового восприятия первой и последней части "трилогии вочеловечения".
Научная новизна исследования заключается в том, что сравнительный анализ лирики А. Блока разных этапов с точки зрения звукоцветового соответствия до этого не проводился.
Рассмотрим первый том лирики А. Блока как с точки зрения читательского восприятия (субъективная оценка), так и с точки зрения звукоцветового анализа (достаточно объективная оценка). Данные опроса подтверждают мнение В. Орлова, а звукоцветовой анализ стихотворений этого периода — точку зрения Н. Тихонова. Приведем данные исследования звукоцветовых соответствий в стихотворении А. Блока "Город спит, окутан мглою..." (1899 год):
Количество в тексте |
Доля в тексте |
Норма доли |
Преобладание над нормой |
Цвет преобладающих звукобукв | |
Э+Е |
17 |
0,115 |
0,085 |
1,35 |
|
0+Ё |
22 |
0,149 |
0,109 |
1,4 |
3. Светло-желтый (бел.) |
У+Ю |
9 |
0,061 |
0,035 |
1,74 |
1. Тёмно-синий |
И |
14 |
0,095 |
0,056 |
1,70 |
2. Светло-синий |
А+Я |
19 |
0,128 |
0,117 |
1,097 |
|
Подобный анализ других стихотворений этого тома показал, что за внешним разнообразием красок зачастую скрывается довольно "унылая" звуковая картина. Ни в одном из исследованных стихотворений не превалировали звукобуквы светлых, нежных тонов, наоборот, наметилась явно "синяя" (иногда сине-черная) тенденция, переходящая в "черную" во втором томе.
В третьей части работы также приводятся таблицы подобного анализа стихотворений последнего тома трилогии. В них прослеживается такое направление: чаще "звуковая" картина даже светлее, чем в первом томе. "Я коротаю жизнь мою..." (1910 г.):
Звукобуквы |
Количество в тексте |
Доля в тексте |
Норма доли |
Преобладание над нормой |
Цвет преобладающих звукобукв |
А+Я |
25 |
0,11 |
0,117 |
0,9 |
|
0+Ё |
37 |
0,16 |
0,109 |
1,47 |
2. Светло-желтый (бел.) |
И |
14 |
0,059 |
0,056 |
1,05 |
|
Ы |
3 |
0,01 |
0,018 |
0,7 |
|
Э+Е |
24 |
0,10 |
0,085 |
1,2 |
3. Светло-желто-зеленый |
У+Ю |
33 |
0,14 |
0,035 |
3,98 |
1. Тёмно-синий |
Таким образом, полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
1. Субъективная оценка ранних стихов А. Блока, принадлежащая Н. Тихонову, оказалась ближе к истине. Его понимание не противоречит мнению самого А. Блока: "Темный я... "(из воспоминаний А. Белого). Так, "свет", "сияние" раннего Блока, воспринятые на лексическом уровне, лишь маскирует черную бездну трагизма, ощущаемую лирическим героем уже в первом томе трилогии. "Мы еще не знаем, каких нам ждать событий, но в сердце нашем уже отклонилась стрелка сейсмографа" (А. Блок Стихия и культура), что доказывает удивительный дар А. Блока-провидца.
2. Переход от "Стихов о Прекрасной Даме" к циклу "На поле Куликовом" был явлением закономерным (эволюция лирического героя), т.к. "темная" тенденция наметилась уже в первой книге трилогии: "…путь мой — как стрела прямой…" (А. Блок в письме к К.С. Станиславскому).
Литература (основная):
1. Лотман Ю.М. Анализ поэтич. текста. - М., 1978.
2. Голуб И. Стилистика совр. русского языка. - М., 1986.
3. Львова С.И. Уроки словесности. - М., 1996.
4. Бальмонт К.Д. Поэзия как волшебство. - М., 1922.
5. Крысин Л.П. Жизнь слова. - М., 1980.
6. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М., 1981. - С. 125.
7. Орлов В. А. Блок. - М., 1956. - С.3.
8. А. Блок и современность. Сост. Ст. Лесневский. - М., 1981. - С. 7.
Научный руководитель:
Московкина И.И., старший методист ИПК и ПРО