Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на ёлке

Урок литературы в 6 классе

«Рождественская проза.

 Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке»

Формируемые УУД:

Личностные универсальные учебные действия 

формировать нравственно- эстетические ценности

устанавливать связи между учебной деятельностью и мотивом

Регулятивные универсальные действия

учить планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозировать

учить  самооценке, самоконтролю выполняемой работы

Коммуникативные универсальные учебные действия

Развивать внимание учащихся

Обучать  умению слушать и воспринимать  содержание текста  и объяснения учителя или ответ ученика

Развивать монологическую, диалоговую речь, учить  ставить вопросы

Учить  правилам участия в коллективной деятельности

Учить  способам взаимодействия, сотрудничества

Задачи:

Уделять  на уроке основное внимание процессу чтения

Находить  в тексте конкретные факты, сведения

Определять  тему  и  главную  мысль    текста

Обучать  продуктивным методам работы с художественным  текстом

 

 

I.                  Вступительная часть урока: работа с презентацией. Прогнозирование содержания рассказа по названию (ассоциативные ряды).

Слайд 1 презентации

1)    Рождество… Какие представления у вас связаны с этим словом?

Слайд 2

2)    Почему именно так называется рассказ Достоевского? Что может произойти в рассказе под таким названием? Какие события, на ваш взгляд, могут быть описаны в рассказе?

 

II.               Основная часть урока: чтение  с остановками ( работа с художественным  текстом).

Чтение  учителем  1 абзаца текста и беседа с учащимися по вопросам.

1)    Что настораживает вас после прочтения 1 абзаца?

2)    Какие слова вызвали эту настороженность? («огромный город», «ужасный мороз»).

Чтение  2  и  начала 3  абзаца текста и беседа с учащимися по вопросам.

1)    «Господи, какой город!» Что заставило малыша так воскликнуть?

Чтение 3 абзаца до слов «Мимо прошёл блюститель порядка и…»

1)    Что сделал блюститель порядка, увидев маленького мальчика совершенно одного в огромном городе? Ваши предположения? (предположения  учащихся)

Учитель  продолжает  чтение  предложения: «… и  отвернулся,  чтоб  не  заметить  мальчика».

Учитель  читает 4  абзац  до  слов «…он   отворил  дверь  и  вошёл…»

1)    Что  произошло  дальше? Как  вы  думаете? (предположения  учащихся).

Учитель  читает  4  абзац  до  слов «… а  как  вдруг  догадался  совсем,  что  это  куколки, - вдруг…»

1)    Что  сделал  мальчик?  Ваши  предположения (предположения  учащихся).

Учитель  дочитывает предложение до конца: « вдруг  рассмеялся».

1)    Почему? (предположения  учащихся).

Учитель  продолжает  чтение  4  абзаца  до  слов «… кто-то  схватил  его  за  халатик…»

1)    Кто  схватил  мальчика  за  халатик  и  что  сейчас  произойдёт? (предположения  учащихся).

Учитель  дочитывает  абзац  до  конца  со  слов «… большой  злой  мальчик…»

Чтение  5  абзаца  до  слов  «… а  сам  отдышаться  не  может  от  страху  и  вдруг…»

1)    Что  произойдёт  дальше? (предположения  учащихся).

Учитель  дочитывает  предложение  до  конца «… совсем  вдруг,  стало  ему  так  хорошо»

Читает 5  абзац  до  слов «…у  которых  там  нет  своей  ёлки…»

1)    Там – это  где?  О  каком  месте  идёт  речь? (о земле)

Чтение «И  узнал  он…»

1)    Что же   узнал  мальчик? (предположения  учащихся).

Чтение  5  абзаца  «что  эти  мальчики  и  девочки…»  до  конца  «… оба  свиделись…»

1)    Где  свиделись  мальчик  и  его  мама?   (в раю)

Учитель  дочитывает  до  конца «… у  Господа Бога  в  небе»

Чтение  6  абзаца.

1)    Прочитан последний  фрагмент  рассказа,  в  котором  уже  сам  автор,  Ф.М. Достоевский,  задаёт  нам ,  читателям,  вопрос: «И  зачем  же  я  сочинил  такую  историю,  так  не идущую  в  обыкновенный  разумный  дневник? »  Что  вы,  ребята,  ответите  писателю-гуманисту?

 

III.           Рефлексия.

Слайд 3 презентации

1)    Ваши  впечатления  от  прочитанного  в  классе   рассказа  напишите  на  стикерах и  приклейте  к  доске.

IV.             Домашнее  задание.

Прочитайте  рассказ  дома  и  задайте  Достоевскому по  тексту  произведения   три  вопроса,  которые  вас  очень  волнуют. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Возврат к списку