Схема конспекта урока
Учитель: Деревянко Алла Викторовна
Предмет: история России
Возраст учащихся: 10 класс
Тема урока: Феодальная раздробленность на Руси
Цель урока: определение характерных черт и специфических особенностей феодально-раздробленной Руси в контексте исторического развития.
Межпредметные и внутрикурсовые связи:
-всеобщая история- история средних веков
-обществознание - политическая сфера.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-презентация
Методы обучения: проблемно-поисковый.
Оборудование: мультимедиа, презентация.
|
Этапы работы |
Содержание этапа (заполняется педагогом) | ||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент, Урок начинается с настроя детей на работу, причем с хорошим эмоциональным настроем, убеждением в том, что им все удастся. Затем перед учащимися ставится задача самим определить тему урока. Цель педагога: -создать положительный настрой на урок; -привлечь внимание к изучению данной темы; -настроить на дальнейшую работу -продолжить формировать логическое мышление. |
Здравствуйте, вижу у вас хорошее настроение, которое мы постараемся сохранить до конца урока, и я уверена, что ваш доброжелательный настрой нам поможет в работе. Как человек, развиваясь должен пройти все этапы от младенчества до старости, то и любое государство подчиняется общему закону развития, проходя все этапы от зарождения до распада. Уже вторично обращаясь к средневековой истории Руси, вы вполне можете определить - о каком периоде сегодня пойдет речь, если мы затрагиваем состояние Руси 12-13 веков. (учащиеся подводятся к ответу – феодальная раздробленность) Цель урока - определить характерные черты и специфические особенности феодально-раздробленной Руси в контексте исторического развития. Для этого необходимо выявить критерии сравнения развития уделов в данный период, причины и последствия феодальной раздробленности. План урока (слайд 1): 1. Причины раздробленности. 2. Последствия: положительные и отрицательные. 3. Галицко-Волынская земля: геополитические особенности и управление уделом. 4. Владимиро-Суздальская земля: геополитические особенности и управление уделом. 5. Новгородская земля: геополитические особенности и управление. 6. Состояние Руси накануне монгольского нашествия. | ||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Изучение нового учебного материала. (25 мин.) Учащиеся должны: -проанализировать состояние Руси в 12 веке; -выявить причины породившие раздробленность; -систематизировать причины по определенным критериям; -определить последствия раздробленности для внешнего и внутреннего состояния государства, -проанализировать геополитическое состояние земель и выявить его влияние на систему власти и взаимоотношения власти и общества. Учитель: - помочь учащимся выделять существенное в изучаемом материале, -создать условия для развития самостоятельности учащихся, используя для этого проблемные задания; -пробуждать интерес у учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации; -способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через работу с текстом и Для решения заданий используется проблемно-поисковый метод, фронтальная беседа, дискуссия. Учащиеся работают самостоятельно и в группах, делятся результатом с классом. Смена видов деятельности, демократический стиль общения, атмосфера сотрудничества, позволяет удерживать внимание детей, их интерес к изучаемой теме. |
Что подготовило раздробленность на Руси? Какие факторы сыграли здесь определяющую роль? По каким критериям их лучше всего сгруппировать? Учащиеся выделяют экономические, социальные и политические критерии. Затем, анализируя текст параграфа, систематизируют причины и записывают их в тетрадь. Комплекс причин:
- рост экономической и политической независимости местных княжеских династий; развитие крупного землевладения, активное развитие ремесел, усложнение социальной структуры, политические: - особенности передачи княжеской власти не от отца к сыну, а старшему в роду, раздел территории между наследниками;
Особенностью новой эпохи стало то, что в названных образованиях по мере их дальнейшего хозяйственного и политического развития процесс дробления, выделения новых владений, уделов не прекращался. Каковы могут быть последствия феодальной раздробленности? Последствия:
(слайд 2) Из феодальных образований, на которые распалось Древнерусское государство (15 уделов) самыми заметными по могуществу и влиянию на общерусские дела являлись: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля. Почему? Какие факторы могли на это повлиять? (предлагается работа по карте « Феодально- раздробленная Русь») Перед учащимися ставится задача - выделить геополитические особенности земель (задание дается по рядам-группам) и записать их в таблицу (слайд 3)
Каким образом геополитические особенности могли повлиять на систему власти в уделах и взаимодействие власти и общества? Данные вносятся в таблицу по группам. (слайд 4)
Затем группы обмениваются информацией, которая вносятся всеми группами в таблицу. | ||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Закрепление учебного материала(10 мин). Цель педагога: -обобщить знания полученные на уроке; -уточнить, насколько усвоен материал; -внести коррективы, после обсуждения результатов. Для этого используется метод самопроверки. |
Учащимся предлагается сделать вывод о состоянии Руси накануне вторжения монголо-татар. Исправьте не менее семи ошибок в тексте. Причины феодальной раздробленности. По мере упадка хозяйства вчерашние княжеские смерды все чаще стали оставаться в своих владениях и заниматься там хозяйственными делами. При тесных экономических связях и господстве рыночного хозяйства управлять большой страной стало сложно. Крупные города, разоряясь, стремились обособиться, от власти великого князя. Это укрепляло Русь в военном отношении, но княжеством меньших размеров труднее управлять, следить там за порядком и т. д. | ||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Задание на дом(5 мин.) Закрепить изученный материал, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, развивать логическое мышление. |
Итог занятия -Оценки за урок -Опросник на столе: выставить себе балы в графе «самооценка»: -все понял, могу объяснить этот материал другому (5 баллов) -я сам всё понял, но объяснить другому не берусь (4 балла) -для полного понимания мне нужно повторить тему (2 балла) - я ничего не понял (1 балл) Дома: параграф 2-3 учить, повторить записи по тетради, отработать детали геополитики по карте, ответить на вопросы 1-3 к параграфу устно. |