Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Урок истории Феодальная раздробленность 10 кл.

Схема конспекта урока

 

Учитель: Деревянко Алла Викторовна

Предмет: история России

Возраст учащихся:  10 класс

Тема урока: Феодальная раздробленность на Руси

Цель урока: определение характерных черт и специфических особенностей феодально-раздробленной Руси в контексте исторического развития.

Межпредметные и внутрикурсовые связи:

-всеобщая история- история средних веков

-обществознание - политическая сфера.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-презентация

Методы обучения: проблемно-поисковый.

Оборудование: мультимедиа, презентация.

 

 

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент,

Урок начинается с настроя детей на работу, причем с хорошим эмоциональным настроем, убеждением в том, что им все удастся.

Затем перед учащимися ставится задача самим определить тему урока. Цель педагога:

-создать положительный настрой на урок;

-привлечь внимание к изучению данной темы;

-настроить на дальнейшую работу

-продолжить формировать логическое мышление.

 

Здравствуйте, вижу у вас хорошее настроение, которое мы постараемся сохранить до конца урока, и я уверена, что  ваш доброжелательный настрой нам поможет в работе.

 

Как человек, развиваясь должен пройти все этапы от младенчества до старости, то и любое государство подчиняется общему закону развития, проходя все этапы от зарождения до распада. Уже вторично обращаясь к средневековой истории Руси, вы вполне можете определить -  о каком периоде сегодня пойдет речь, если мы затрагиваем  состояние Руси 12-13 веков.

(учащиеся подводятся к ответу – феодальная раздробленность)

Цель урока - определить  характерные черты и специфические особенности феодально-раздробленной Руси в контексте исторического развития.

Для этого необходимо выявить критерии сравнения развития уделов в данный период, причины и последствия феодальной раздробленности.

 План урока (слайд 1):

1.      Причины раздробленности.

2.      Последствия: положительные и отрицательные.

3.      Галицко-Волынская земля: геополитические особенности и управление уделом.

4.      Владимиро-Суздальская земля: геополитические особенности и управление уделом.

5.      Новгородская земля: геополитические особенности и управление.

6.      Состояние Руси накануне монгольского нашествия.

 

2.

Изучение нового учебного материала. (25 мин.) Учащиеся должны:

-проанализировать состояние Руси в 12 веке;

-выявить причины породившие раздробленность;

-систематизировать причины по определенным критериям;

-определить последствия раздробленности для внешнего и внутреннего состояния государства,

-проанализировать геополитическое состояние земель и выявить его влияние на систему власти и взаимоотношения власти и общества.

Учитель:

- помочь учащимся выделять существенное в изучаемом материале,

-создать условия для развития самостоятельности учащихся, используя для этого проблемные задания;

-пробуждать интерес у учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации;

-способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через работу с текстом и

Для решения заданий используется проблемно-поисковый метод, фронтальная беседа, дискуссия. Учащиеся работают самостоятельно и  в группах, делятся результатом с классом. Смена видов деятельности, демократический стиль общения, атмосфера сотрудничества, позволяет удерживать внимание детей, их интерес к изучаемой теме.

 

 

 

Что подготовило раздробленность на Руси? Какие факторы сыграли здесь определяющую роль? По каким критериям их лучше всего сгруппировать?

Учащиеся выделяют экономические, социальные и политические критерии.

Затем, анализируя текст параграфа, систематизируют причины и записывают их в тетрадь.

Комплекс причин:
экономические и социальные: - господство натурального хозяйства;
- отсутствие прочных экономических связей между различными частями Киевской Руси;
- рост городов;

- рост экономической и политической независимости местных княжеских династий;

развитие крупного землевладения, активное развитие ремесел, усложнение социальной структуры,

политические:

- особенности передачи княжеской власти не от отца к сыну, а старшему в роду, раздел территории между наследниками;
- междоусобицы князей;
- ослабление центральной власти, т.е. киевского князя;
- укрепление аппарата управления в каждом феодальном владении;
- рост политического сепаратизма;
- потеря Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей из Европы на Восток.

 

Особенностью новой эпохи стало то, что в названных образованиях по мере их дальнейшего хозяйственного и политического развития процесс дробления, выделения новых владений, уделов не прекращался.

Каковы могут быть последствия феодальной раздробленности?

Последствия:
- (+) подъем хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель;
- (-) дробление княжеств между наследниками;
- (-) конфликты между князьями и местным боярством;
- (-) ослабление обороноспособности Руси.

(слайд 2)

Из феодальных образований, на которые распалось Древнерусское государство (15 уделов) самыми заметными по могуществу и влиянию на общерусские дела являлись: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля.

 Почему? Какие факторы могли на это повлиять? (предлагается работа по карте « Феодально- раздробленная Русь») Перед учащимися ставится задача - выделить геополитические особенности земель (задание дается по рядам-группам) и записать их в таблицу

(слайд 3)

Критерии сравнения

Галицко-

Волынская

земля

Владимиро-Суздальская

земля

 

Новгородская республика

Географическое положение

 

 

 

Природные условия

 

 

 

Основные занятия жителей

 

 

 

 

Каким образом геополитические особенности могли повлиять на систему власти в уделах и взаимодействие власти и общества?

Данные вносятся в таблицу по группам.

(слайд 4)

 

Название удела

Особенности системы власти

Мероприятия, князья

Галицко-Волынская земля

 

 

Владимиро-Суздальская земля

 

 

Новгородская земля

 

 

 

Затем группы обмениваются информацией, которая вносятся всеми группами в таблицу.

 

4.

Закрепление учебного материала(10 мин).

Цель педагога:

-обобщить знания полученные на уроке;

-уточнить, насколько усвоен материал;

-внести коррективы, после обсуждения результатов. Для этого используется метод самопроверки.

 

Учащимся предлагается сделать вывод о состоянии Руси накануне вторжения монголо-татар.

Исправьте не менее семи ошибок в тексте.

Причины феодальной раздробленности.

По мере упадка хозяйства вчерашние княжеские смерды все чаще стали оставаться в своих владениях и заниматься там хозяйственными делами. При тесных экономических связях и господстве рыночного хозяйства управлять большой страной стало сложно. Крупные города, разоряясь, стремились обособиться, от власти великого князя. Это укрепляло Русь в военном отношении, но княжеством меньших размеров труднее управлять, следить там за порядком и т. д.

 

 

5.

Задание на дом(5 мин.)

Закрепить изученный материал, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, развивать логическое мышление.

Итог занятия

-Оценки за урок

-Опросник на столе: выставить себе балы в графе «самооценка»:

-все понял, могу объяснить этот материал другому (5 баллов)

-я сам всё понял, но объяснить другому не берусь (4 балла)

-для полного понимания мне нужно повторить тему (2 балла)

- я ничего не понял (1 балл)

Дома: параграф 2-3 учить, повторить записи по тетради, отработать детали геополитики по карте, ответить на вопросы 1-3 к параграфу устно.

 

 

 


Возврат к списку