Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Сопоставительный анализ комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и произведения Е.П. Растопчиной «возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки»

Предметом научных исследований стало малоизвестное произведение Е.П. Растопчиной (1811-1858) «Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки», которое является продолжением комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Гениальный замысел комедии Грибоедова «Горе от ума» окончательно сложился в 1819 году во время пребывания поэта в Персии в составе русской дипломатической миссии. В течение полутора лет автор работал над комедией, и только в 1823 году, получив отпуск, он возвращается в Москву, затем в Петербург, где готовит публикацию своего произведения. Но комедия не была опубликована при жизни Грибоедова, однако широко была распространена в списках и пользовалась огромной популярностью.

Е.П. Растопчина, в девичестве Сушкова, родилась 23 декабря 1811 года. В 1831 году в «Северных цветах» было впервые опубликовано ее стихотворение «Талисман». В 1837 году она сближается с кружком петербургских литераторов, в числе которых были Жуковский, Пушкин, Плетнев, Вяземский и другие. В 1840 году Плетнев восторженно предуведомил читателей «Современника» о предстоящем выходе книги «Стихотворения Графини Е.П. Растопчиной», а в 1841 году вышла эта книга. В творчестве поэтессы были как взлеты, так и падения. Последние ее работы были подвергнуты серьезной критике.

Комедия «Возврат Чацкого в Москву…» была написана в 1856 году, а издана отдельной книгой только в 1865. Это стилизация под известное произведение А.С. Грибоедова.

Автор поднимает проблемы, характерные для России 50-х годов XIX века. Идеи славянофилов и западников изложены устами героев комедии, сатирически заострены и отчасти доведены до абсурда. Предметом осуждения становится эмансипация женщин. В основе взаимоотношений персонажей лежат мелкие интриги, честолюбивые замыслы, коварство и презрение друг к другу.

В своей афише Ростопчина обозначила 27 действующих лиц, включающих младших Молчалиных, и снабдила их «говорящими» фамилиями и едкими характеристиками. В сюжете комедии выражено противостояние Чацкого и фамусовского общества, хотя само общество уже не так однородно, как это было в произведении Грибоедова.

После одного из первых монологов Чацкого становится понятной авторская ирония в отношении героя, ведь в его жизни за 25 лет мало что изменилось. Фамусов скажет: «Ты даром прожил век».

Чацкому дан еще один шанс найти «общий язык» с окружающими, но уже через несколько минут пребывания в доме Фамусова он «бежать готов».

Это произведение можно назвать комедией нравов. Большинство персонажей представляют не только определенные типы, но и отдельные идейно-политические группировки, которые к тому времени определились в обществе.

Кульминация вечера наступает, когда в споре сошлись поэт-славянофил Элейкин и современный поэт-западник Цурмайер. Один призывает отречься от всего западного, «есть кашу и пить только квас», другой — объединиться вокруг некой отвлеченной идеи, объединяющей народы.

Комедия Ростопчиной скоро была забыта современниками, может быть, потому, что поставленные ею проблемы более успешно решались в произведениях других писателей. Но сам опыт такого рода, несомненно, интересен, и мы находим подтверждение в том, что в мировой литературе он также использован и принес хороший результат. 


Автор:  Козлова Татьяна, 10 класс
Научный руководитель — Васягина Л.В.