Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Достоевский – один из самых сложных писателей XIX века, он сложен и в плане содержания, и в плане формы.

Вершиной творчества Достоевского являются пять социально-философских романов, написанных в последние пятнадцать лет его жизни: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-1880).

Достоевский считал, что современные писатели должны изображать «русского человека большинства». По Достоевскому, актуальная задача всей литературы – открыть в человеке нечто большее, чем позволяет увидеть в нём его сословная или профессиональная принадлежность: душу, внутренний мир, круг идей и настроений.

В романах последнего периода особенно ярко проявились главные особенности художественного мира Достоевского.

Достоевский раздвинул рамки социального реализма, впервые заставив литературу говорить о философских проблемах не научным языком, а языком художественных образов. Его реализм – философский, психологический. Несмотря на склонность ставить вечные философские вопросы, Достоевский – писатель злободневный, писатель-урбанист, создавший страшный портрет большого города, города-спрута, который подчиняет человека и обезличивает его. В произведениях Достоевского нет пассивных и обезличенных жертв обстоятельств, среды или воспитания.

Художественный мир Достоевского – это мир мысли и напряжённых нравственно-философских исканий.

Психологизм – важнейшая особенность всех произведений Достоевского, хотя он возражал против определения себя как психолога. Писатель определил свой творческий метод как фантастический реализм, так как, по его мнению, нет ничего более фантастического, чем душа человека, переживающая конфликт с внешним миром.

Достоевский создал жанр полифонического романа. Полифонические романы Достоевского строятся на иных жанрово-композиционных основах и связаны с другими жанровыми традициями европейской художественной прозы.

Начиная с «Преступления и наказания», романы Достоевского становятся грандиозными художественными лабораториями, в которых идеи, теории, концепции испытываются реальной жизнью.

Авторская позиция является важной стороной идейного содержания произведения.

Символика – важное средство раскрытия авторской позиции.

Можно интерпретировать символические детали в произведении, символику имён персонажей, символику названий.

Одно слово-образ занимает особое место в романе. Это слово лестница.

Немаловажной является роль цветовой символики в его произведениях.

Нельзя отказывать Достоевскому в живописности, но у него зачастую переосмысливается традиционное значение цвета.

Особое место в системе изобразительных средств романа занимают цвета голубой , красный , жёлтый. Число также является важным символом в художественной структуре романа Достоевского.

Три – фольклорно-евангельское число, и оно постоянно встречается на страницах романа. Число четыре – второй важный пункт числовой символики романа Достоевского. Древнее сакральное число семь. В великом романе Достоевского оно тоже присутствует. Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно с евангельским текстом.

Пейзажи Достоевского мало схожи с пейзажами Пушкина, Тургенева, Толстого. В них – отражение жизни униженных и угнетаемых, обездоленных людей.

Петербург – тема сквозная в русской литературе XIX века. Этот город всегда был двойствен, амбивалентен в русском сознании. У Гоголя Петербург связан с темой «маленького человека». У Достоевского Петербург связан с темой «униженных и оскорблённых».

Городской пейзаж, реалистический и символический одновременно, был абсолютно новаторским, до него в русской литературе не было такого пейзажа. Достоевский утвердил новый взгляд на пейзажную живопись. Его пейзажи типовые и условные, их объединяет психологический контекст, обусловленный характером персонажа – его действиями, его восприятием, его душой.

Достоевский – писатель «золотого века» русской литературы, он один из немногих русских писателей, известных всему миру. В его романах – всё. И будущие катаклизмы Европы, и предупреждение всем фюрерам и наполеонам, и предупреждение всем нам.  


Автор:  Булаткина Полина, 11ЛГ класс
Научный руководитель – Замятина И.В.