Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Авангард и соцреализм: исторические судьбы и современные оценки (Попытка осмысления проблемы)

Наш век ознаменован большими переменами в политической и социальной структуре общества. Сломана старая идеологическая система, создается новая экономическая и политическая модель общества. В связи с этим меняются и взгляды на некоторые явления литературы и искусства.

Целью данной работы является попытка проследить, как с изменением идеологических приоритетов общества меняется отношение к авангарду и соцреализму как к литературным течениям на протяжении 20 - 90 годов нашего столетия.

Актуальность исследования определяется теоретической неразработанностью данной темы в современном литературоведении и новизной проблематики.

Особый интерес для авторов представляли работы по избранной проблеме Г. Белой, Р. Нойхаузера, И. Хольтхузена, Х. Гюнтера, И. Есаулова.

"Авангард - исключительно продукт распада буржуазного общества, проявление крайней реакционности буржуазной идеологии в сфере искусства и литературы". (Словарь литературоведческих терминов, 1974).

"Такая оценка встречается в большинстве публикаций советского периода, в которых принято показывать формирование соцреализма как постоянную борьбу "здоровых" сил реализма с левыми течениями" (Х. Гюнтер). Таким образом, считалось, что авангард и соцреализм являются взаимоисключающими феноменами искусства.

На первый взгляд в пользу положения о этих двух явлениях говорит тот факт, что авангард в сталинский период был объектом многочисленных кампаний против "футуризма", "модернизма" и "левых извращений" и что левые художники подвергались гонениям.

В последнее время появилось немало исследований, в которых старый миф об антагонизме между авангардом и соцреализмом подвергнут аргументированному и убедительному пересмотру.

"Кажется сегодня заново доказывать тезис об авангардном искусстве начала ХХ века в России как о законном предшественнике социалистического искусства, подготовившего ему ауру выжженного культурного поля, — значит ломиться в открытые двери". (И. Есаулова )

Дискуссионным является, пожалуй, лишь вопрос о степени и глубине воздействия революционных "ниспровергателей" на следующих за ними "строителей" нового общества.

По результатам исследования, можно сделать следующие выводы:

– государственный канон нарушил естественный процесс формирования одного литературного течения на основе другого, искусственно выбросив авангард из истории литературы;

– авангард является предшественником соцреализма, хотя долгое время об этом старались забыть, что означало отказ от своих корней. Сейчас мы должны заново оценить значение художественных завоеваний авангарда и вернуть его на свое законное место в истории литературы.

Литература (основная):

1. Вопросы литературы - 1992 - вып. III

2. И. Хольтхузен “К проблеме социологии авангардизма“

3. И. Есаулова “Генеология авангарда”

4. Х. Гюнтер “Авангард и соцреализм”

5. Р. Нойхаузер “Модели в литературе русского авангарда”

Научный руководитель:

Московкина И.И., старший методист ИПК и ПРО


Автор:  Дубровская Е.А., Сорокоумова Т.Г., ученицы 10 класса лингвистической гимназии № 6 г. Пензы